Сценическое имя
Село Маршинцы, где родилась певица, до 1940 года входило в состав Румынии, что было причиной разного написания имени и фамилии певицы. В титрах фильма «Червона рута» София появляется ещё с фамилией Ротар. В более ранних съёмках имя писали Софья. Писать фамилию на молдавский лад с буквой «у» в конце посоветовала Софии Эдита Пьеха. Как оказалось, в переводе с румынского «Ротару» означает колесник. Аурика Ротару, заслуженная артистка Украины:
« Нет, это никто не придумал, это связано с тем, что это село, в котором мы родились, когда-то принадлежало Румынии, это была территория Румынии, и вот после войны эту территорию присоединили к Украине и в связи с этим папу вызвали в военкомат и сказали, что румынскую фамилию нужно поменять на русскую. Убрали букву "у" в конце, вместо Ротару стало Ротарь с мягким знаком, и вот у нас у всех появилась фамилия Ротарь. Но на самом деле, Ротару — правильная фамилия…[8] »
[править] 1947—1961: Детство и начало творческого пути
София Ротару родилась 7 августа 1947 года, второй из шестерых детей, в семье бригадира виноградарей, в селе Маршинцы (Новоселицкого района, Черновицкая область, УССР). Из-за ошибки паспортистки, записавшей в паспорте 9 августа, день рождения празднуется дважды[9]. Отец Софии Ротару, пройдя всю войну пулеметчиком до Берлина, будучи раненым и вернувшись домой только в 1946 году, первым в селе вступил в партию. Старшая сестра Зина (родилась 11 октября 1942 года), в детстве перенесла тяжелую болезнь и потеряла зрение. Зина, обладая абсолютным слухом, легко запоминала новые песни и научила Софию многим народным песням, став и второй матерью, и любимым учителем. София Ротару сказала:
« И мы все учились у нее — такая музыкальная память. А душа!» Зина, проводя много времени у радиоприемника, вместе с песнями выучила и русский язык. И научила ему братьев и сестер. Дома Ротару говорили только на молдавском. «Мама меня затемно будила, а я ужасно хотела спать. Она говорит: „А кто мне поможет?“. Всю дорогу я спала. К шести утра подъезжали. Надо было заранее место на рынке занять, все разложить. И только когда начиналась торговля, я приходила в себя. Мне было интересно. Возле нас всегда выстраивалась очередь, потому что мама была чистюля, её знали и ждали. У неё были постоянные покупатели. »
В интервью, данном много лет позже, певица призналась, что теперь встаёт около 10 часов утра, ложась при этом после двух ночи. София Ротару не торгуется на рынке: «Это адский труд, — говорила она мужу, — не смей». Позже, в фильме «Где ты, любовь?», появится автобиографический эпизод, где София Ротару доит корову.
Будучи живой и подвижной, София много занималась спортом, легкой атлетикой. Она стала чемпионкой школы по многоборью, ездила на областные олимпиады. На областной спартакиаде в Черновцах, она стала победительницей в беге на 100 и 800 метров. Позже она исполнила без дублёров-каскадёров роли в фильме «Где ты любовь?», проехав по узкой насыпи посреди моря на мотоцикле, а также в фильме «Монолог о любви», где она занимается виндсёрфингом в открытом море. Музыкальные способности Софии проявились очень рано. София Ротару начала петь с первого класса в школьном хоре, также пела в церковном хоре (хотя это и не приветствовалось в школе — ей даже пригрозили исключением из пионеров). В юности её привлекал театр, она занималась в драмкружке и одновременно пела народные песни в художественной самодеятельности, брала в школе единственный баян и по ночам, когда гасла в доме керосиновая лампа, уходила в сарай, подбирала полюбившиеся мелодии молдавских песен. София Ротару сказала:
« «Трудно сказать, когда и как появилась музыка в моей жизни. Кажется, что она во мне жила всегда. Я выросла среди музыки, она звучала везде: за свадебным столом, на посиделках, на вечерницах, на танцах...»[10] »
Её первым учителем был отец, который и сам в молодости очень любил петь, обладая абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. В школе София училась игре на домре и баяне, участвовала в художественной самодеятельности, выступала с концертами в окрестных сёлах. Особенно она любила домашние концерты. Шесть детей Михаила Фёдоровича, отца Софии Ротару составляли слаженный хор. Отец, веря в большое будущее дочери, говорил: «Соня будет артисткой'
[править] 1962—1967: Начало карьеры и украинский поп-фолк
Первый успех пришёл к Софии Ротару в 1962 году. Победа в районном конкурсе художественной самодеятельности открыла ей дорогу на областной смотр. За её голос земляки одарили её званием «Буковинский соловей». Голос юной певицы был уникален в том, что будучи альто и спев такие оперные произведения, как «Целуй меня крепче» на испанском (песня вошла в сборник «Ночь в опере»), она стала первой поп-певицей, кто пел речитативом (спев позже и рок и рэп («Червона рута», 2006, София Ротару и ТНМК) и джазовые (как песня «Магазин Цветы») произведения). В следующем, 1963 году, в Черновцах, на областном смотре художественной самодеятельности, она также завоевала диплом первой степени.
Как победительницу её направили в Киев для участия в республиканском фестивале народных талантов (1964). В столице Украинской ССР Ротару вновь была первой. По этому случаю её фото было помещено на обложке журнала «Украина» № 27 за 1965 год, увидев которое, в неё влюбился её будущий муж, Анатолий Евдокименко. После этого конкурса народный артист СССР Дмитрий Гнатюк сказал землякам: «Это ваша будущая знаменитость. Запомните мои слова».
После победы на республиканском конкурсе и окончания школы в 1964 году, София твёрдо решила стать певицей и поступила на дирижерско-хоровое отделение (так как вокального факультета не было) Черновицкого музыкального училища.
В 1964 году София впервые спела на сцене Кремлевского дворца съездов. В это же время на Урале, в Нижнем Тагиле служил молодой парень из Черновцов — Анатолий Евдокименко, сын строителя и учительницы, у которого тоже «одна музыка» (как говорила мать Софии дочери) была в голове. Анатолий Евдокименко закончил музыкальную школу, играл на трубе, планируя о создании ансамбля. К нему в часть попал тот самый номер журнал «Украина» с фотографией красивой девушки на обложке, после чего он вернулся и начал искать Софию. Он, будучи студентом Черновицкого университета и трубачом в студенческом эстрадном оркестре, открыл Софии эстрадный оркестр, так как до этого для сопровождения песен Ротару использовались скрипки и цимбалы. София Ротару выделяет и сегодня в своих концертных программах значительное место народным песням, в современных аранжировках. Первой эстрадной песней в исполнении Софии Ротару стала «Мама» Броневицкого.
[править] 1968—1973: Международное признание
(аудио)
«Wer liebe sucht»
Воспроизвести звук
Немецкая версия английской песни «Stand By Your Man»
Помощь по воспроизведению
(аудио)
«Immensità»
Воспроизвести звук
Песня на итальянском языке, записанная в 1972 году, вышла в СССР, на пластинке-миньоне
Помощь по воспроизведению
В 1968 году, по окончании музыкального училища, Ротару была делегирована в составе творческой группы в Болгарию на IX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, где она завоевала золотую медаль и первую премию в конкурсе исполнителей народных песен. Болгарские газеты пестрели заголовками: «21-летняя София покорила Софию». Так было оценено исполнение украинской народной песни «На камені стою» и молдавской «Люблю весну», а также «Степом» А. Пашкевича и «Валентины» Г. Георгице. Последняя песня посвящалась присутствовавшей в зале первой женщине-космонавту Герою Советского Союза Валентине Терешковой. Председатель жюри Людмила Зыкина сказала тогда о Ротару: «Это — певица с великим будущим…»
После окончания музыкального училища она стала преподавательницей. В том же 1968 году София Ротару вышла замуж за Анатолия Евдокименко, который заканчивая Черновицкий университет проходил практику в Новосибирске и был одновременно трубачом в студенческом эстрадном оркестре. Молодая семья провела медовый месяц в общежитии 105-го военного завода. Анатолий Евдокименко работал на заводе им. Ленина, а София Ротару готовила на всех еду, а по вечерам пела в клубе «Отдых». Молодожены уехали через 3 месяца. В одном из интервью София Ротару призналась, что через год брака стала мечтать о ребенке. В то же время у Анатолия Евдокименко были другие творческие планы и он ещё продолжал учёбу. Тогда они жили вместе с родителями в двухкомнатной квартире, он не окончил ещё университет. София Ротару слукавила: "Послушай, врач сказал, что я скоро стану мамой. Хотя на самом деле в положении я в тот момент не была — пришлось пойти на маленькую женскую хитрость. Толик покачал головой: «Ну что ж, хорошо». Он расслабился, потерял бдительность и стал ждать, когда родится наследник. Ребёнок родился через одиннадцать месяцев.- «Сейчас я полагаю, что все сделала правильно, потом бы просто не успела — начались бы эти бесконечные гастроли». Перед родами она поспешила домой, чтобы погладить платье, в котором поехала с мужем в роддом. 24 августа 1970 года родился сын Руслан.[источник не указан 80 дней]
В 1971 году на «Укртелефильме» режиссёр Роман Алексеев снял музыкальный фильм «Червона рута». София Ротару стала главной героиней фильма. Песни композитора В. Ивасюка и других авторов исполняли также В. Зинкевич, Н. Яремчук и другие певцы. Картина имела значительный успех. После выхода на экраны фильма София Ротару получила приглашение работать в Черновицкой филармонии и создать свой ансамбль «Червона рута».
В результате сотрудничества с композитором Владимиром Ивасюком был создан цикл песен, основанный на фольклорном материале и манере исполнения с использованием инструментария и аранжировок, свойственных поп-музыке 60—70-х годов. Это привело к огромной популярности Ротару в Украинской ССР. Оценивая роль Софии Ротару в популяризации песен Ивасюка, его отец, известный украинский писатель М. Ивасюк сказал перед многотысячной аудиторией земляков: «Мы должны низко поклониться молдавской девочке Соне, разнесшей по всему миру песни моего сына».[источник не указан 80 дней]
Дебютным выступлением «Червоной руты» стало в Звёздном городке у советских космонавтов. Именно там София Ротару и ансамбль «Червона рута» впервые заявили о себе как о незаурядных представителях целого направления советского эстрадного искусства, характерной чертой которого является сочетание в репертуаре и стиле исполнения элементов народной музыки с современными ритмами.[источник не указан 80 дней] Космонавт В. Шаталов от имени своих коллег пожелал ей больших успехов в песенном творчестве. За этой сценой последовали сцена Центрального концертного зала «Россия», Кремлёвского дворца и сцена Театра эстрады. С 1971 года София Ротару ведёт отсчет своей профессиональной творческой деятельности[источник не указан 80 дней].
Её авторами стали В. Ивасюк, студент музыкального училища Валерий Громцев, руководитель ВИА «Смеричка» Левко Дутковский, а наставниками заместитель директора Черновицкой филармонии Пинкус Абрамович Фалик и его жена, заслуженная артистка УССР Сиди Львовна Таль. Фалик являлся в то время одним из крупнейших администраторов с международным признанием. До начала Второй мировой войны он был продюсером известной английской певицы Джери Скотт.
Первая профессиональная программа «Червоной руты» не была утверждена худсоветом, так как вместо тематики «любовь, комсомол и весна» она пела «Враги сожгли родную хату». Это не понравилось комиссии министерства культуры, и программу запретили. После звонка Фалика в Москву «Червону руту» в обход всех запретов включили в программу «Звёзды советской и зарубежной эстрады» и ансамбль попал в компанию к немцам, болгарам, чехам, югославам. В Ташкенте люди принимали её за иностранку и после концерта расспрашивали, понравился ли ей Советский Союз, где она так хорошо научилась петь по-русски[источник не указан 80 дней].
(аудио)
«Кто-то»
Воспроизвести звук
С русской версией польской песни, исполненной впервые Францковяк, София Ротару победила на международном музыкальном фестивале в Сопоте.
Помощь по воспроизведению
Благодаря популяризации её творчества официальными советскими властями в качестве примера интернациональной советской культуры (этническая молдаванка исполняла песни на молдавском, украинском и русском языках), а также искренним симпатиям многомиллионной публики, Ротару имела постоянную аудиторию на радио и телевидении, вела активную концертную деятельность.
В 1972 году с программой «Песни и танцы Страны Советов» София Ротару и «Червона рута» участвовали в турне по Польше.
В 1973 году в Бургасе (Болгария) состоялся конкурс «Золотой Орфей». Ротару получила на нём первую премию, исполнив «Мой город» Евгения Доги и песню на болгарском языке «Птица» Т. Русева и Д. Демьянова. 1973 год принёс ей и звание заслуженной артистки УССР. Песни в её исполнении «Кодры» и «Мой город» на молдавском языке были записаны в фильме «Весенние созвучия — 73».
В 1973 году впервые выходит лауреатом в финал фестиваля «Песня года» с песней «Мой город» (переведённой с молдавского русской версии, тотчас ставшей визитной карточкой Кишинёва)[источник не указан 80 дней].
В 1974 году завоевала вторую премию за исполнение польской песни Ktoś Кто-то фестивале в Сопоте (Польша).
[править] 1974—1979: Новые авторы и молдавский лиризм
Начиная с 1970-х годов песни в исполнении Софии Ротару постоянно становились лауреатами «Песни года». Они создавались в содружестве с лучшими композиторами и поэтами страны. Арно Бабаджанян написал «Верни мне музыку», Алексей Мажуков — «А музыка звучит» и «Красная стрела», Павел Аедоницкий — «Для тех, кто ждёт», Оскар Фельцман — «Только тебе», Давид Тухманов — «Аист на крыше», «В доме моём» и «Вальс», Юрий Саульский — «Обычную историю» и «Осеннюю мелодию», Александра Пахмутова — «Темп», Раймонд Паулс — «Танец на Барабане», Александр Зацепин — «Совсем как на Земле» и др. София Ротару была первой исполнительницей песен композитора Евгения Мартынова, таких как «Лебединая верность», «Яблони в цвету» и «Баллада о матери». Широко известна «патриотическая линия» в творчестве Ротару, такие песни как «Родина моя», «Счастье тебе, Земля моя» считаются шедеврами патриотической советской песни.[источник не указан 80 дней]
В 1974 году София Ротару окончила Кишинёвский институт искусств им. Г. Музическу и стала лауреатом фестиваля «Янтарный соловей» в Сопоте (Польша), где исполнила «Воспоминание» Б. Рычкова и «Водограй» Владимира Ивасюка. За исполнение польской песни из репертуара Халины Фронцковяк «Кто-то» (русский текст А. Дементьева) певица получила вторую премию.
В творчестве для Ротару наиболее важен контакт с публикой — известным приёмом является вхождение в зал и исполнение песен непосредственно со слушателями. В одном из интервью она сказала что «самое важное для певца — это признание публики, а награды никому не нужны». София Ротару сказала: «Я была первой исполнительницей многих песен одного из любимых мною композиторов Евгения Мартынова. Люблю его «Лебединую верность», «Балладу о матери». В моём репертуаре песни разных жанров, но почти всегда — драматический сюжет, драматическая мелодия. Песня для меня — маленькая новелла со своим миром чувств, драматургическим строем, героями».
Альбом «София Ротару» 1974 года, а также музыкальный телевизионный фильм «Песня всегда с нами» очертили приоритеты творчества 1970-х годов для певицы — лирика львовского композитора Владимира Ивасюка и драматические песни московского композитора Евгения Мартынова. Совместная работа Евгения Мартынова и поэта Андрея Дементьева — «Баллада о матери» — в исполнении Софии Ротару стала лауреатом телевизионного конкурса «Песня-74».
В 1975 году, на фестивале «Песня-75» в финал вышли песни в исполнении Софии Ротару «Лебединая верность» и «Яблони в цвету». Песня «Смуглянка» была исполнена с югославским певцом Мики Ефремовичем. Через год, в финал фестиваля прошли песни «Верни мне музыку» и «Тёмная ночь». Вторая из них была исполнена с Анатолием Мокренко.
В 1975 году София Ротару вместе с ансамблем «Червона рута» переехала в Ялту, поскольку у певицы возникли проблемы с Черновицким обкомом Коммунистической партии Украинской ССР. Отец Софии Ротару, Михаил Фёдорович, был исключён из КПСС и уволен с работы, а брат певицы исключён из комсомола и из университета из-за того, что семья продолжала праздновать неофициальный праздник — Старый Новый год.[источник не указан 80 дней] В это же время во время гастролей в Крыму певица получила приглашение от Алексея Чернышёва, директора Крымской филармонии и Николая Кириченко, первого секретаря Крымского обкома, о переезде в Крым, где София Ротару стала солисткой в том же году. В народе говорили, что София Ротару переехала в Ялту из-за начавшейся астмы, причина этих слухов — излишняя худоба певицы, и она действительно часто выступала, будучи простуженной, на холоде, давая по 3—4 концерта в день[11][12].
В 1976 году София Ротару стала Народной артисткой Украинской ССР и лауреатом премии ЛКСМУ им. Островского. С этого же года София Ротару является постоянной участницей новогодних «Голубых огоньков», исполнив на «Голубом огоньке» 1975/76 года песню А. Изотова и С. Гершановой «Зима». В 1976 году мюнхенская фирма «Ariola-Eurodisc GmbH» (Sony BMG Music Entertainment) пригласила Софию Ротару, единственную певицу из СССР, для записи миньона из двух немецких песен, он вышел в 1978 году, с названием Deine Zärtlichkeit, состоящий из двух песен на немецком языке — Deine Zärtlichkeit (Твоя нежность) и Nachts, wenn die Nebel ziehen (Ночью, когда расстилаются туманы), написанные в сотрудничестве с Михаэлем Кунце и Энтони Монн, которые в то время начинали также работать с Амандой Лир, Карелом Готтом. В конце 70-х прошли оглушительные[13] гастроли в Европе: Югославия, Румыния, ГДР, ФРГ, Западный Берлин. Только осенью 1979 года София Ротару дала более 20 концертов в Мюнхене и других городах. Западногерманская фирма предложила выпустить диск с итальянскими и французскими песнями. Итальянский язык Софии очень близок, так же, как и французский, — языки принадлежащие к одной языковой группе — романской, как и молдавский. В это же время из Госконцерта пришла директива петь только советские песни.
Официальная информация о содержании сотрудничества с западной фирмой грамзаписи появилась только в середине 80-х почти что через десять лет после выхода сингла, после того как началась перестройка.